Купить декоративные колонны из пенопласта.

Украшать свои дома, так называемыми архитектурными излишествами, люди стали тогда, когда у них появилось свободное время и чувство защищённости, а так же возникло желание и возможность выражать свою индивидуальность, через оформление образа своего жилища, демонстрировать свой статус и вкус. То есть архитектура, как искусство, появилась довольно давно.

Фасады дома архитекторы обычно маркируют по осям, буквами и цифрами. Отдельно стоящие дома имеют 4 вида на фасады с разных сторон и маркируются 1- (N цифра осей заложенных архитектором, например 2) и буквами от "А" до последней буквы, количество которых равняется количеству осей в проекте, если осей 2 то, соответственно это будет буква "Б". Элементы декора фасада вычерчивают ближе к концу Архитектурной части проекта, после планов и разрезов.

Главным выбирается фасад где расположен парадный вход. 

В широком смысле элементами декора фасада называют и фронтон, большую крупную часть фасада и маленький кронштейн, который сам по себе может быть составной частью того же фронтона. Для удобства общения, разберём что и как называется в этой статье. Ведь очень часто для того что бы быстро понимать друг друга, просто не хватает знания каких-то специальных терминов. 

Декор для украшения фасада дома давным-давно не являлся тем, чем он стал теперь - то есть просто декором, деталью убранства фасада. Когда-то любой декоративный ныне элемент был элементом конструкции здания. Так декоративные ныне колонны,  ставят на произвольном расстоянии, как хочется хозяину или архитектору, так как железобетонные балки позволяют создавать очень широкие пролёты, в отличие от балок каменных, именно ограничением длины каменных перекрытий и определялось столь частое местоположение колонн в ордере.

С этой точки зрения очень интересна история мутации углового руста, который изначально был массивным грубо отёсанным краеугольным камнем в углу замка или крепости, никак не выступавшим наружу, а лишь выделявшийся визуально своим объёмом.

Руст угловой-фасадный декор, до того как он стал фасадным декором.Так выглядят рустовые камни на углу старинного аббатства в Лондоне.

Разбирать элементы декора фасада абстрактно от архитектурного стиля невозможно, но тем не менее, если подойти к разбору элементов с функциональной точки зрения, то колонна, например, останется колонной от Древнего Мира до наших дней.

Колонны Древнего мираКолонны Древнего Мира. Это два самых известных храма древности: Карнакский храм в Луксоре и Афинский Акрополь.

Но расскажем о всех элементах подробно и по очереди:

КОЛОННЫ

Если посмотреть на фото колонн выше, то внимательному зрителю, станет очевидным, что пропорции этих колонн сильно отличаются. И действительно, они построены по разным канонам. Но это не декоративные колонны, это детали строительной конструкции.

Колонны широко применялись в древнеегипетской и критомикенской архитектуреоднако лишь в Древней Греции была впервые выработана строгая системаоснованная на пропорциональном соотношении всех частей здания, получившая название "Ордерная система." 

Ордер архитектурный  (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определённые элементы и подчиняющийся определённой архитектурно-стилевой обработке. Включает в себя систему пропорций, предписывает состав и форму элементов, а также их взаиморасположение.

Чертёж классической колонны

Ордер архитектурный - один из видов архитектурной композиции, основанный на соотношении вертикальных несущих (колонн) и горизонтальных несомых частей.

 

Обладая общей исходной конструкцией, все три основные греческие ордера имеют и общие основные части: колонны, антаблемент и ступенчатое основание (стереобат).

Колонны представляют собой опоры, поддерживающие антаблемент. Они завершаются капителями (от латинского capitellum — головка). Верхняя часть капители – плита абак или абака (от греческого слова стол, доска) – непосредственно воспринимает тяжесть антаблемента. В ионическом и коринфском ордерах колонны имели базы. Основная средняя часть колонны – ствол (или фуст) – слегка сужается кверху, образуя незначительную выпуклую кривизну, называемую энтазис.

Стволы колонн могли быть обработаны вертикальными (криволинейными в плане) углублениями – каннелюрами. На данном рисунке канелюры отсутствуют.

 

Разберём детально, что представляют 3 части антаблемента в структурном плане, ведь все эти элементы изначально были несущими.

Элементы антаблемента

Антаблемент во всех ордерах имеет три структурные части:

нижнюю – архитрав,

среднюю – фриз

и верхнюю – карниз.

Архитрав – основная несущая часть антаблемента – состоит из каменных блоков, перекрывающих пролет между колоннами.

Фриз – стенка, на которую в каменной конструкции опираются балки и плиты перекрытия.

В карнизе главным структурным элементом является карнизная плита (гейзон), которая выносится вперед и служит в то же время переходом к крыше здания. Карнизная плита завершается каменным желобом (сима), который собирает стекающую с кровли воду и сбрасывает ее через специальные отверстия на землю.

Расстояния между колоннами (интерколумнии), а также между колоннами и стеной здания зависели от каменных конструкций перекрытия и не могли быть большими.

Различия между ордерами имеются как в их структуре, так и пропорциях, формах и декоративных элементах. Все это в целом создает особых художественных характер каждого ордера.

Ордера архитектурные

Названия и местоположение профилей.

Расположение и название профилей Ионический ордер

Коринфский ордер названия.

Измерения в архитектурных ордерах.

 

Каждый ордер пропорционален диаметру колонны, который взят за основу в определении размеров других элементов. Единицей измерения в архитектурных ордерах является «модуль», который равен радиусу колонны.

Модуль тосканского и дорического ордеров делится на 12 частей (парт), модуль ионического, коринфского и сложного — на 18.

Обозначение модуля — м., парты — п.

Во всех существующих пяти ордерах пьедестал составляют одну третью высоты колонны, включая базу и капитель.

Соотношение главных частей ордера.

Соотношение пропорций в различных ордерах

Римские архитектурные ордера в массах.

Римские ордера в массах

Римские ордера в деталях

Последовательное построение ордеров.

Детали колонн

Колонны

Виньола. Схема ордеров в одном модуле

Виньола. Схема ордеров в массах в одной высоте.

Палладио Схема ордеров в массах в одном модуле.

Палладио. Схема ордеров в массах в общей высоте

Элементы декора фасада в классическом стиле, как мы воспринимаем их сегодня, безусловно отличаются от строгих ордерных систем прошлого, новые технологии позволяют строить из других материалов здания практически любых пропорций, больше нет смысла выдерживать определённые небольшие расстояния между колоннами, например. Поэтому декор стал абсолютно не функциональным элементом отделки, за исключением некоторых случаев и технологий. Теперь пропорции карнизов определяются произвольно, на вкус и цвет хозяина и архитектора, сегодня вполне можно обойтись без любого элемента, например без карнизной плиты, заменив её подшивкой из софита. Но тем не менее, классические элементы фасада генетически связаны с ордером и если вы хотите построить действительно красивый дом, то без архитектора тут не обойтись. Именно для понимания объёма всех существующих нюансов заказчиком, мы проделали довольно большой труд, по сбору самых актуальных материалов про элементы декора фасада.

Ещё больше материалов по ордерной системе на сайте http://kannelura.info/

Возникновение ордеров — это историческая загадка, где, когда и кто первым придумал ордерную систему неизвестно. По этому поводу был высказан различнными исследователями целый ряд догадок, но достоверных сведений крайне мало. 

 Дорический ордер.

Дорический ордер представляет наибольший интерес по строгости и закономерности своего строения. Он имеет тесно поставленные колонны и крупный антаблемент.

Фриз антаблемента содержит в себе особого рода опорные части в виде каменных массивных блоков, обработанных с лицевой стороны вертикальными врезами. На этих блоках, получивших название триглифов, лежат карнизные плиты. Угловой триглиф обработан врезами с двух лицевых сторон. Триглифы поставлены на архитрав таким образом, что их лицевая вертикальная плоскость совпадает с вертикальной плоскостью архитрава. Расположение триглифов во фризе строго метрично: они поставлены по осям колонн и по осям интервалов между колоннами. Лишь в углах здания связь с осью  колонны нарушается: триглиф с оси крайней колонны смещается на самый угол фриза, что естественно для опорного элемента. Несмотря на указанное смещение, строго метрический порядок расположения триглифов сохраняется благодаря уменьшению крайних интервалов между колоннами. Плиты, заполняющие интервал между триглифами, называются метопами.

В каменной конструкции антаблемента триглиф перестал быть торцом балки, но продолжал оставаться опорным элементом во фризе.

Есть свидетельства о том, что в древнейших постройках промежутки между триглифами не заполнялись плитами, а были открытыми проемами. Колонны дорического ордера не имеют базы и непосредственно опираются на стилобат (верхнюю ступень основания).

При мощных пропорциях колонн и значительных размерах нижнего диаметра это усиливает ощущение их силы и устойчивости.

  • Высота капители дорического ордера, стержень которого имеет 1 2/3 м., равен 1 м. и выступает на 5 ½ п.
  • Антаблемент равен ¼ высоты колонны, т.е. равен 4 м. и выступает на 2 м.

Римско-дорический ордер

Римско-дарический ордер

Как видно даже из названия, в Римский период Дарический ордер претерпел заметные изменения.

Римско Дорический ордер

Римско Дорический ордер ПалладиоЭлементы декора различаются даже внутри разновидностей одного ордера.

 

Колоннада дорического ордера

Колоннада Дорического ордера
  • Общая высота дорического ордера без пьедестала равна 20 м. Она подразделяется на базу колонны, равную 1 м., стержень – 14 м., капитель – 1 м., архитрав – 1 м., фриз – 1 м. 6 п. и карниз, равный 1 м. 6 п.
  • Междуколонное пространство равно 5 м. 6 п., а расстояние между осями колонн равно 7 м. 6 п.
  • Метопы равны 1 м. 6 п., также как и фриз. Триглифы равны 1 м.
  • Между осями колонн помещается три метопа и три триглифа.

 

Междуколонное пространство дорического ордера с аркой

Межколонное пространство с аркой
  • Высота междуколонного пространство дорического ордера с аркой и без нее остается тою же – 20 м.
  • Между двумя пилястрами – 7 м., ширина пилястры равна 3 м. Таким образом расстояние между осями колонн равно 10 м.
  • Из этих измерений получается, что имеется четыре метопа и четыре триглифа; они расположены таким образом, что один подходит к вершине арки, остальные к оси капителей.
  • Импост имеет 1 м. высоты и 4 п. выступа. Он состоит из полочки – 1 п., четвертного вала – 2 ½ п., валика – 1 п., полочки – ½ п., широкого пояса – 4 п. и более узкого – 3 п.
  • Капельки под триглифами имеют коническую или пирамидальную форму.

 

Междуколонное пространство дорического ордера с аркой и пьедесталом

Междуколонное пространство
  • Треть 16 модулей, имеющихся в колонне, равна 5 м. 4 п. – это высота пьедестала.
  • Расстояние между осями колонн – 15 м.; между двумя пилястрами – 10 м. и ширина каждого пилястра – 5 м. Таким образом между осями пилястров помещается 6 метоп и 6 триглифов, а ширина просвета равна двум ширинам пилястра.
  • Общая высота равна 25 ½ м.
  • Импосты в междуколонном пространстве у арок имеют 1 м. высоты.
  • Архитрав может иметь одни или два пояса, в общей сложности всегда в 1 м.

 

Общая характеристика Ионического ордера

Живописный, нарядный и праздничный характер декора в ионическом ордере получил свое высшее выражение в ионической капители, в богатой пластике ее волют, балюстр, фриза.

В ионическом ордере были разработаны некоторые обломы и ритмическая орнаментика на них (порезки), которые получили в дальнейшем широкое распространение.

Ионический ордер

Грекоионический ордер

Аттика Греко-Ионический ордер

Греко-ионический ордер.

Эрейхтеон

Эрейхтеон

Эрехтэйон в Афинах.

Эрейхтеон

Эрехтейон

Коринфский ордер.

 

Происхождение , символика, легенды

Как известно, из двух «старших» ордеров, дорический называют мужским ордером, и он действительно, по словам Витрувия «подражает суровой мужской красоте», ионический же воплощает женское начало. С символикой коринфского ордера дело обстоит несколько загадочней. Витрувий говорит, что он «подражает девичьей стройности».

На первый взгляд это выглядит несколько натянутым и не столь очевидным, как с в двух предыдущих случаях. Да и почему тогда существует один «мужской» ордер в противовес двум, воплощающим женское начало? И это у греков, славящихся своей любовью к логике и симметрии.

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо пристальней рассмотреть символику деталей коринфской капители, а также учесть характер эпохи, в которую она родилась. К счастью, изобретение коринфского ордера хорошо документировано.

Витрувий указывает на то, что матерью «третьего» ордера была ионика. В этих двух ордерах действительно много общих черт, отсутствующих в дорическом. Также «девичий» ордер родился спустя пять столетий после первых обнаруженных образцов ионического.

Легенда о происхождении Коринфского ордера.

Греко коринфский ордер

Капитель коринфская

Коринфский ордер отличается от дорического и ионического б’ольшим пластическим разнообразием форм.

Все убранство капители располагается в строгом соответствии с осями, в определенном ритмическом порядке. Структурными частями коринфской капители являются абак сложной формы и колокол. В состав декора коринфской капители вошел растительный орнамент в виде декорирующих колокол стилизованных листьев южного растения акант, а также большие и малые волюты. К счастью, символика этих элементов ясна и сегодня, благодаря тому, что коринфский ордер сформировался в  более близкий к нам период времени и процесс его создания хорошо задокументирован. Эта ясность выгодно отличает третий ордер от двух «старших ордеров» (дорического и ионическом), где все из-за отсутствия каких-либо письменных источников, сводиться к догадкам и гипотезам. (О происхождении и символики коринфского ордера)

По Виньоле

коринфский ордер
  • Коринфская капитель в высоту – 2 м. 6 п., не считая астрагал и выкружку.
  • Высота колокола равна 2 м., а абака – 6 п.
  • Высота антаблемента равна 5 м.; карниз выступает на 2 м. 2 п., а архитрав – на 5 п

 

Римско-коринфский ордер

Римско корифский ордер

ссылка на источник

Коринфский ордерФантазийные капители Ренессанса

Капители коринфские

Коринфский ордер

а